В рамках обобщения были изучены дела об административных правонарушениях по ст.17.8 КоАП РФ, рассмотренные на судебном участке №2 Новосергиевского района Оренбургской области 2023 году и в первом квартале 2024 года.

Целью обобщения является анализ соблюдения норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.8 КоАП РФ, а также обоснованность направления дел указанной категории для рассмотрения мировому судье должностными лицами, составляющими протокол об административном правонарушении.

Статьей 17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей.

По смыслу ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, а их невыполнение, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.12 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Согласно ч.1 ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Объектом правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.

Объективная сторона правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ выражается в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 17.8 КоАП РФ характеризуется умыслом.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

За 12 месяцев 2023 года на рассмотрение мировому судье судебного участка №2 Новосергиевского района Оренбургской области поступило 18 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за первый квартал 2024 года – 7 дел. Из них рассмотрено с вынесением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей 22 дела в отношении 22 граждан, в отношении троих лиц назначено наказание в виде штрафа в размере 1100, 1200, 1300 рублей в связи с повторным совершением однородных административных правонарушений.

При назначении наказания по делам данной категории, мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лиц, привлекаемых к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Так, гражданка привлечена к административной ответственности по ст.17.8 КоАП РФ за то, что она, будучи ознакомленной с постановлением о принудительном приводе в Новосергиевский РОСП УФССП России по Оренбургской области по возбужденному в отношении неё исполнительному производству, отказалась выполнить законное требование судебного пристава по ОУПДС, чем воспрепятствовала законной деятельности судебного пристава.

Поводом для привлечения еще одной гражданки к административной ответственности по ст.17.8 КоАП РФ явилось то, что она при совершении исполнительных действий по возбужденному в отношении неё исполнительному производству, в нарушение ст. ст. 12,14 ФЗ «О судебных приставах», не впустила судебного пристава-исполнителя в жилое помещение по месту своего проживания для осуществления проверки наличия имущества и наложение на него ареста.

За 2023 год и первый квартал 2024 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращенных производством, не имеется.

В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались. В сроки, свыше установленных ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела данной категории не рассматривались.

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в установленный срок.

Вывод: обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.8 КоАП РФ, показало, что нормы материального и процессуального права в данной сфере правоотношений применяются правильно и единообразно, дела рассматриваются своевременно.

Помощник мирового судьи Проценко О.П.